Крымская покатушка. Давняя, но вспоминается хорошо
[
]
25.02.2008, 17:46
Отчет о велосипедном путешествии по Крымскому полуострову в июле-августе 2001 года. Состав группы: Гаврилов Ю (ХВЗ), Гаврилов И (ХВЗ), а также Профессиональный велогонщик Андрюха (на байке). Маршрут: Новоалексеевка-Джанкой-Соляное-мыс Казантип-Золотое-мыс Зюк-г.Опук--оз.Узунларское-Феодосия-Коктебель-Судак-Алушта-Ялта-Форос-пер.Байдарские ворота-пер.Бекчу-Танковое-Чуфут-Кале-Симферополь. Протяженность: 870 км. Кол-во ходовых дней: 13 (и 2 дневки). Особые условия - было ОЧЕНЬ жарко, 38-40. 28.07.2001 (1) 30 км. Из Тирасполя отправились поездом 310 (0-37). В вагоне чисто и пусто, однако нахальные проводники требуют денег за велосипеды, в то же время везут контрабандой в Одессу всякие фрукты и овощи, и полночи то прячут их по полкам, то перетаскивают обратно, пересчитывают и ругаются. Тем не менее границу между Молдовой и Украиной переехали без осложнений, а таможенники остались весьма довольны (проводниками). Погранцы поставили в паспорта штампы. В Херсоне два мента посадили в вагон двух уже отсидевших ЗК с просьбой довезти их до Армянска. ЗК заварили чифир, потом один из них заснул, и старательно укрывался от мух снятой с окна занавеской, в которую был продет металлический штырь. В Джанкой прибыли в 14-30, успели собрать один велосипед, и отправились в Н-Алексеевку в 15-20. Пока ехали, собрали второй велосипед, и через 1-40 были на месте старта, откуда и ломанули в сторону Геническа. До проток Тонка и Промоина 15 км, и еще через 15 выехали на берег Азова и встали на ночевку немного не доходя до Стрелкового. Вода очень теплая, но с наступлением сумерек купающиеся разошлись, и на берегу осталось всего несколько палаток. 29.07.2001 (2) 50 км. На выезде из Стрелкового встретили Николая Сухова (Киев) - знатока Восточного Крыма и автора соответствующих отчетов. Он дал весьма ценные рекомендации по нашему маршруту. Через 10 км после Стрелкового последняя общедоступная вода (с запахом сероводорода) из артезианской скважины. Тут же невдалеке народ мажется якобы целебными грязями. Дальше начались бесконечные карьеры. Ехать лучше всего как можно ближе к Сивашу, или по дороге непосредственно рядом с карьерной водой. Проехали немногим более 50 км и встали на ночевку на пустынном берегу. Вскоре показались двое пешеходных туристов (из г.Хмельницкий), идущие на юг, с огромными рюкзаками. Они подсказали, что у Сиваша есть источник пресной воды, и Игорь действительно его нашел в камышах. Вода неплохая, хотя и сероводородная. От выезда из Счастливцева источник находится приблизительно в 52 км. 30.07.2001 (3) 90 км. Начали движение по берегу Азова по дороге над море, а потом вдоль Сиваша. Дорога - песок и стиральная доска, соответственно скорость 8-13 км/час, на засоленных участках - до 25 км/час. В Соляном встретили Андрея, проехали крепость, а в Каменском набрали отличной воды из колодца на самой верхотуре горы. Ведра, кстати, нет, и пришлось его одолжить у соседей (дали не сразу). Встать на ночевку практически сложно - над морем обрывы, но перед Семеновской спуск на песок у базы "Седой Азов" - и вверху и внизу много места для стоянок. День был тяжелый. 31.07.2001 (4) 47 км. Переночевали спокойно, выехали в 8 часов. До Щелкино пару тягунов, а в самом поселке прекрасный базар, обменные пункты, гастроном, автостанция. Попили кефиру со свежими булочками и выехали под мыс Казантип, по которому и прогулялись. С дуру поперлись по прибойной полосе, и 6 км до коробки насосной станции дались с немалым трудом. От насосной вышли на дорогу, но она оказалась еще хуже - песок, и ехать весьма трудно. До Песочного не дорога а сплошные страдания. Заправились водой и по хорошей грунтовке съехали на Нижнеазовское, и пошли на Золотое по хорошему асфальту. Практически всюду просматриваются отличные места для ночевок. В Золотом у рыбаков можно купить свежей рыбки (в 6 часов утра). За деревней начинаются превосходные бухты (т.н.Генеральские бухты), которые тянутся аж до мыса Зюк. В 1-ой бухте - источник хорошей воды. На ночевку встали во второй бухте, отделенной от 1-ой скалами, спускающимися к воде. В этих скалах живут змеюки-бычкоеды. Они ныряют на рыбешками, вытягивают их на берег, с неимоверными усилиями глотают, и прячутся в расщелинах - это прикольно наблюдать, хотя и стремно купаться после таких сцен. На камнях в море полно мидий - собрали и сделали обалденный соус для макарон. 1.08.2001 (5) 68,5 км. С утра взяли у рыбаков в поcелке хамсы пару кило, нажарили столько, что еще и на ужин хватило, а после этого отправились вдоль Генеральских бухт, взяв сначала слишком близко к берегу. Укатанная грунтовка идет значительно левее, и до нее тащили велики по дикой степи, заваленной камнями. Эти места не так давно еще были закрыты для посещения из-за ракетного полигона - и нам попадались старые воронки, а неразорвавшиеся ракеты - не попадались. Высоту 126 обошли слева, но дорога спустилась непосредственно к морю в невероятно красивую бухту (без людей, но с двумя приличными каменными будками, на которых было написано "Контролируемая пограничная зона"). Подъем из бухты ну очень крутой - ехать нельзя, а под ногами выходы кварца. Дорога идет вдоль обрывов, правее метров на 100-300, на одном из которых студенты-археологи из Керчи раскапывали городище 1-2 вв.до н.э. Руководитель у них совершенный придурок - все орал чего-то, а пацанам было очень жарко и неинтересно. Дальше вдоль дороги горела степь, и горела, похоже, не первый день. Зрелище - печальное. На погорелых склонах масса чаек - едят жареных кузнечиков и прочих сусликов. Воды вдоль дороги нет. Наконец показалось озеро и за ним мыс Зюк и пос.Курортное. В конце косы справа - колодец с неважной водой. Места для стоянок есть, но и народу хватает. Дальше пошли на Войково. Грунтовка насыпная, длинный тягун выматывает кишки начиная от самого Курортного. Местные предпочитают ехать по полю, хотя там и пылюка страшная. До Керчи добрались вполне нормально, там начался асфальт, сначала корябаный, потом - отличный. Пошли на Заветное, и, как только приблизились к Черному морю, встали на ночевку в начале косы под невысоким обрывом. В Керченском проливе масса кораблей, хорошо просматривается берег Тамани, то есть Кавказ. 2.08.2001 (6) 34 км. Сразу начался подъем на высокий холм, и в деревне Заветное нашли мазагин с продуктами, а у частника взяли 2 л.бензина АИ-80 для примуса. Само село бесконечно длинное. В Яковенково встретили пацана-байкера из Керчи. Уже потом узнали, что в Яковенково следует разыскать людей, имеющих отношение к Опукскому заповеднику, и взять у них разрешение на проезд. Мы этого не знали, и ехали вдоль берега до самой горы вдоль бесконечных превосходных пляжей, на которых решительно нет купальщиков - далеко до цивилизации. У самого подножия горы Опук нас ждала засада - 5 егерей с мотоциклами, которые грозно приказали нам остановиться, спешиться и залечь во избежание. Тем не менее бумаги со многими печатями, которые мы везли с собой, произвели впечатление, и мы продолжили наш путь (опять же слишком близко к береговой полосе). Тащили велики по нехоженным тропам, по нетоптаной траве, пугали всяких ящериц и сусликов, купались в теплом море - красота! То, что это заповедник - видно сразу - не видно следов пребывания людей, зверюшки типа лис гоняют придурковатых зайчишек, хотя пару раз встретились места пикников с кострищами - но устройство таких пикников, само собой, для не совсем простых людей. Родник мы пропустили, так как шли не по дороге, а вдоль моря, и вылезли на дорогу только под самой военной базой. Дальше по разбитой горной дороге выехали на склон с видом на соленые озера, и спустились таки к подножию горы, откуда начинается превосходный пляж без видимого конца. Тут нас ждал один из ранее встретившихся егерей, который рассказал нам истории этих мест, о том, что на горе прячутся кладоискатели, лазят там по каменоломням в поисках древностей, а наглые купальщики все едут и едут прямиком в заповедник. Прогонять их трудно, и они все лезут. Берег моря усеян крупными рапанами и красивыми ракушками. Андрюха на своем байке съездил за водой на гору, и мы двинулись через пески на запад. Через 4 км., у места, где заканчивается соленое озеро, обнаружился большой палаточный городок аквалангистов из Харькова. Они на катамаране ходили к торчащим из морской пучины скалам "Корабли" и ныряли там за сокровищами на глубину 16 м. Среди богатств, обнаруженных ныряльщиками и кинутых на берегу, большое количество осколков амфор и части торпед (на южном берегу Керченского полуострова еще не так давно был военный полигон). 3.08.2001 (7) - дневка, однако намотали 50 км радиалок - в Марьевку в магазин, на вершинку полуострова посреди соленого озера, на гору Опук, и в разведку проводить Андрея, который заскучал без движения и решил уехать в Феодосию соло. Мы же под вечер наблюдали занятное явление живой природы - в море крутились три пары дельфинов, которые явно любопытствовали по поводу человеческого присутствия на этом пустынном берегу. Дошло до того, что один здоровенный экземпляр подплыл к самому берегу и вывалился на песок, крутнулся и немного отплыл. Такие фортеля дельфин повторил еще несколько раз, и даже предоставил возможность сфотографировать себя. 4.08.2001 (8) 120 км. Вслед за уехавшим накануне Андреем проехали мимо Узунларского озера, покинутой погранзаставы и участка (9 пост) арендованного хитрыми сенокосцами. Сена-то они немного накосили, но одновременно вырыли из земли военные кабели (на цветной металл) и даже приставали к аквалангистам с гнусным предложением указать место затопления подводной лодки и большого корабля на предмет их разграбления. Аквалангисты отказались. Итак, за озером мы ушли на север с намерением посетить сопку Джау-Тепе, однако промахнулись по грунтовкам и вышли на более-менее приличную дорогу в 4 км. севернее. Решили не возвращаться, а продолжили движение в северо-западном направлении к Ленинскому, в котором обнаружилось несколько прудов. С трассы Керчь-Феодосия в районе развилки на Виноградное хорошо видны заливы Азова, атомная станция и Щелкино. У обелиска "Слава труду" встретили Андрея (он успел вписаться на 2-е суток в Бл.Камышах), который пообещал нагнать нас завтра. Мы же проехали Феодосию (одна реакция - помойка!), доехали до Коктебеля (пляж - зловонная помойка!) и нашли место для ночевки за шлагбаумом Кара-Дагского заповедника. В заповеднике хорошо, но мы не стали подниматься высоко в горы, а устроились без палатки в лощинке. Поужинали феодосийским кефиром и булочками, так как и примус разжигать в заповеднике может оказаться слишком дорого. 5.08.2001 (9) 75 км. Ночью было холодно (однако комары искусали все-таки открытые части тела), в 7 утра вышли на Щебетовку, где купили персики. За Щебетовкой начались крутые подъемы и, соответственно, спуски. Игорь порвал трос переднего тормоза. Запасной трос выдержал всего пару спусков, и его пришлось завязать узлом. На одном из подъемов нас догнал Андрей, и вскоре мы были в Судаке. Посетили Генуэзскую крепость, поели свежего инжира. В Морском встретили двух одесситов на крутых байках. Ребята рассказали, что шли от Приветного берегом, но перед Морским им пришлось вылезти к дороге по очень крутому склону (прямо в разрушенной башне - она видна отовсюду). Мы пошли по трассе, и она оказалась очень перепадистой по высоте. На ночевку решили было стать в Приветном - но! Нас поразил состав отдыхающих - короче говоря - помойка как в море, так и на берегу. Источник хорошей воды в Приветном - рядом с дорогой сразу при пересечении речушки под мостом ниже по течению ручья в белой каменной будке. Выехав из Приветного, мы остановились на ночевку в 4-х км. на вершине холма слева от дороги - было тепло и тихо. 6.08.2001 (10) 60 км. Было намерение посетить водопад Джур-Джур, но в процессе решили ехать сразу в Алушту, чтобы успеть в управление заповедника получить разрешение и рвануть на Чучельский перевал. В Алуште поразило огромное количество милицейских постов на всех улицах. В Управлении заповедника нам пояснили, что приехал самостийный президент Кучма, и заповедник закрыт для посещения, пока этот президент не отбудет восвояси. Это, конечно, был удар, и мы выехали на набережную, двинулись по ней на запад, проехали мимо горящей горы Кастель, и остановились на высоком берегу перед детским пансионатом. 7.08.2001 (11) 73 км. Выехали рано, проехали вдоль берега около 2 км, и поднялись на дорогу, ведущую в Ялту. В Ялту въехали традиционным путем, мимо автостанции, и спустились прямо на набережную, где покупались. Вода на пляже к нашему удивлению очень чистая. Пообщались с местным юным байкером, который показал нам хорошую дорогу вдоль набережной, мимо колоннады, и далее на севастопольскую трассу. Все источники вдоль дороги на Севастополь пересохли. На ночевку остановились в районе пос.Форос, в бухте, для спуска в которую пришлось спускать велосипеды по крутой и длинной лестнице. 8.08.2001 (12) Дневка: сон, постирушка, мидии в больших количествах, купание - вода просто чудо, хотя и штиль. 9.08.2001 (13) 65 км. Тащили велики вверх, до трассы, 50 минут! Серпантин на пер.Байдарские ворота вначале крут, около церкви, как всегда, много любопытствующих. На перевале - легкий ветерок, а через 2-3 минуты спуска - прекрасный источник справа. Спустившись к Передовому, пошли через Родниковое в сторону перевала Бекчу. Подъем на перевал представляет собой вначале асфальт до лесного озера слева, от домика лесника идет грунтовка со щебнем, 6 км - через лес. Спуск с перевала - грунтовка с неукатанным щебнем - с дороги очень легко вылететь, что и продемонстрировал Андрей. Выехали на Голубинку - яблоневые сады есть, но нет яблок, а если и есть - то зеленые. Персиковые сады или охраняются наемниками, или там нет ничего. Ну мы то нашли несколько персиков (зеленых). Докатили без проблем до Танкового, и свернули от развилки налево к мосту через реку Билькек. Речки, правда, вначале не было видно, но через час появился ручеек, и вскоре стало ясно, что где-то в горах прошел дождик. Под мостом на правом (орф.) берегу есть родник, а на ночевку стали прямо в яблоневом саду, который никто не охраняет по простой причине - неурожай. Зато неисчислимые стада коров произвели минирование местности. 10.08.2001 (14) 25 км. Дорога от Танкового до Бахчисарая не представляет никаких проблем, однако возникает впечатление, что в Бахчисарай нужно сворачивать как можно раньше, а не ехать до заправки. Посетили ханский дворец - унылое зрелище. Раньше там клубились татары, работала мечеть, щебетали экскурсоводы - сейчас тишина, продажа убогих устаревших рекламных проспектов, хотя возможно нам просто не повезло. Зато Свято-Успенский монастырь произвел прекрасное впечатление: жизнь кипит - в скальной церкви идут службы, в святом источнике прекрасная вода, нижние здания ремонтируются полным ходом. По словам батюшки - в монастыре 14 монахов, и, кроме того, работает до 100 гражданских - "за кров и хлеб". На противоположном склоне видны спрятанные в скалах строения - загоны для коз - их там 120 (коз и козлов). Если пройти далее по ущелью - город Чуфут-кале. На ночевку остановились между монастырем и Чуфут-кале в левом (орф.) ответвлении ущелья. По руслу высохшего ручья в 200 метрах от экскурсионной тропы есть родничок. 11.08.2001 (15) 42 км. В Симферополь решили ехать не по трассе (фу!), а по ущелью, продолжающемуся вверх от Бахчисарая. Это через хребет по направлению к Прохладной. Дорога очень живописная, проходит через буковые и сосновые леса, по сторонам - замечательные виды. Вначале встретили большую группу туристов, граждан Польши, пешком шедших из Прохладной в Бахчисарай, а потом двоих татуированных граждан, посоветовавших нам двигаться через гору в сторону Трудолюбовки, что мы и сделали. От Трудолюбовки хороший асфальт вывел нас на трассу Севастополь-Симферополь, и к полудню мы прибыли в столицу Крыма, где и закончился наш маршрут. На привокзальном бульваре познакомились с велотуристами из Польши, также закончивших свое путешествие. Надо сказать, что их маршрут был составлен очень неудачно, они спланировали его самостоятельно, без посещения интернетовских сайтов с рекомендациями бывалых..